Mazda BT-50. Спортивно-утилитарный оргмобиль
До старта внедорожного рейда «Волок» оставалось всего несколько дней, а основной автомобиль организаторов неожиданно испустил дух под тяжестью лет и российских дорог... На помощь пришло представительство Mazda, выделившее для нашего безнадежного мероприятия пикап BT-50. Автомобиль был получен за 12 часов до выезда из первопрестольной — о какой-либо подготовке речи уже не шло. Впереди — 11000 км российских направлений.
На момент старта «Волока» одометр Mazda отсчитывал второй десяток тысяч километров, что для тестовой машины ой как немало. Обычно журналистский брат выжимает из машины все, и конечное состояние к такому пробегу не имеет ничего общего с понятием «новый автомобиль». Беглый осмотр пикапа выявил лишь «сдавшиеся» амортизаторы, иных видимых недостатков обнаружено не было.
Пробег предполагался преимущественно по бездорожью, и тут-то крылась основная загвоздка: на штатных универсальных шинах типа «ни рыба, ни мясо» уверенно ездить можно лишь по стройплощадке в погожий летний день. Для более серьезных целей существует специальная линейка грязевых покрышек с маркировкой М/T, однако, чтобы озадачиться их покупкой времени уже решительно не оставалось... Ни лебедки, ни дополнительных защит, ничего этого, понятное дело, также не было установлено. Вот так, на голом энтузиазме, мы и отправились во все тяжкие.
Старт пробега был запланирован в Архангельске, от которого столицу отделяет 1300 км трассы «Холмогоры». Вторая половина этой дистанции напоминала Сталинград после битвы: если бы асфальтовое полотно подверглось ковровой бомбардировке, оно было бы целее! Амортизаторы умерли окончательно. Вроде бы все просто: детали подвески — расходный материал, звоним любому дилеру и меняем в режиме пит-стоп. Не тут-то было! BT-50 — модель новая, на складах дилеров в наличии амортизаторов нет. Подключаем коллег в Москве и представительство Mazda. Ни по официальным каналам, ни по «серым» ничего на BT-50 нет. Ответ везде один: заказ две-три недели. За это время нам нужно от Белого до Черного моря добраться по полям и лесам, а не ждать у моря погоды. Принимаем решение дальше ехать на «расслабленной» подвеске, с поправкой на ветер.
|
Архангельская область, наш «оргмобиль», как его нежно прозвали участники «Волока», спешит на помощь застрявшим экипажам по раскисшему грейдеру. Скорость лежит вне разрешенных ПДД пределов для загородных магистралей, дорога хотя и известная, но последний раз «хоженая» еще по зиме. Ни о каких знаках, разумеется, речи нет. Наш под завязку груженый пикап подлетает к поперечной ложбинке, тормозить поздно, да и нет ничего в ней криминального. Подвеска сжимается, распрямляется на выходе из ямы... и за ней следует следующая ложбина, но существенно более глубокая. На резонансе, с «мертвыми» амортизаторами ухаемся в нее — и машина буквально выстреливает в небо! Ощущение свободного полета на BT-50 фантастично: летишь и думаешь — когда же посадка? К счастью, аэродинамика пикапа просчитана удачно, груз по машине распределен равномерно — мы приземляемся мягко и равномерно, на все колеса. На следующий день мы с теми же организационными целями пылим по этой же дороге, помним о чудесном трамплине, везде перестраховываемся, но именно в этом месте что-то случается мистическое с памятью как пилота, так и штурмана, и мы в точности повторяем вчерашний кульбит! Mazda перенесла эти два полета без последствий.
Мы кормили BT-50 нарочито где попало. Проверено — ест все!
На юге острее встал вопрос шин — раскисшие поля и залитые вешними водами лесные дороги на стандартных покрышках и без лебедки приходилось штурмовать, надеясь лишь на собственные силы. В случае «посадки» помочь будет либо некому, либо спасательная операция займет непозволительно много времени. Осмотрительность и осторожность принесла плоды — мы не застряли ни разу за весь маршрут, и не малая в этом заслуга самого автомобиля. Конечно, скромный дорожный просвет в 205 мм, длинная база и огромный задний свес — не лучшие помощники на бездорожье, но благодаря малому весу и внушительному ходу задней рессорной подвески BT-50 чувствует себя весьма уверенно. С точки зрения геометрии у нее две уязвимые точки: радиатор интеркуллера турбонаддува, расположенный в переднем свесе и ничем не защищенный, и металлический задний бампер, являющийся буквально расходным материалом для съезжающих с асфальта. И если радиатор повредить нам не удалось, ведь кто извещен — тот вооружен, задний бампер уберечь не получилось. Легкое касание о землю в Рязанской области — и угол тонкой металлической планки вывернулся серпом.
Удел пикапа — не тотальное бездорожье, а грунтовки любого качества
В степях все сетования на отсутствие больших зубастых колес улетучились — дорожный просвет здесь уже не так важен, поднимать пыль до неба безразлично какими покрышками. На первый план вышли динамические характеристики высокооборотистого дизеля и хорошо подобранные передаточные числа в механической коробке передач. На Кавказе же «раллийный» характер BT-50 из плюса перешел в минус. Чтобы уверенно карабкаться по размытым ручьями или заваленным камнями горным серпантинам, нужны уверенные «низы», а их-то как раз у Mazda нет. Зачастую приходилось преодолевать подъемы и препятствия на пониженной передаче, что возможно лишь при задействовании полного привода, а это необходимо далеко не всегда! Учитывая, что режим 4х4 на BT-50 решен по классической для утилитарных внедорожников схеме part-time — межосевой дифференциал отсутствует, оси соединены между собой жестко, то нагрузка на трансмиссию при маневрировании на камнях неоправданно высока, да и двигателю бороться с трениями в шестернях и скольжениями шин куда сложнее, чем просто крутить задние колеса. В результате, многие подъемы приходилось брать с ходу, что в горах небезопасно: иногда невозможно предугадать направление поворота на перевале или вовремя заметить лежащий на тропе камень. Одно успокаивало — если бы наша Mazda BT-50 была не стандартная, а подготовленная для преодоления тяжелого среднерусского бездорожья, машине было бы еще тяжелее.
Двигатель дизельный 2.5 (2499 см³) Мощность 143 л.с. Коробка передач механическая (5 ступеней) Привод полный Разгон до сотни 12,5 секунды Максимальная скорость 158 км/ч Расход топлива (л/100 км) город / трасса / смешанный 10,9 / 7,8 / 8,9 Дорожный просвет 207 мм
|
Вернувшись в Москву и отмыв пикап от пыли и грязи, мы устроили осмотр с пристрастием. Но никаких отличных от очередного ТО дополнительных работ так и не потребовалось, лишь от амортизаторов, умерших почти сразу, остались одни воспоминания. Mazda BT50 показала отличный баланс неприхотливости, дружелюбности по отношению к пассажирам, и, как это не удивительно, удовольствия от езды для водителя, что для утилитарной техники и вовсе неожиданно.
Дороги в нашей стране строятся заметно меньшими темпами, чем шагает процесс электрификации автомобилей. Конечно, зачастую электроника куда надежнее и прогрессивнее механики, однако в условиях таежной сырости и болотной антисанитарии высокие технологии зачастую сталкиваются с суровой российской реальностью... За время внедорожного рейда «Волок» так или иначе ломались все автомобили, а четверо из трех десятков и вовсе были вынуждены вернуться домой на эвакуаторе. Чаще всего поломки были связаны именно с электроникой, заливало блоки управления двигателем, «умирали» иммобилайзеры и тому подобные системы. Продиагностировать, а уж тем более отремонтировать сложный автомобиль, особенно вдали от крупных городов до сих пор практически невозможно, а потому простые и неприхотливые «рабочие лошадки» — как Mazda BT-50 — еще долго будут в цене.
Текст Алексей МОЧАЛОВ
Фото Андрей СААКЯН