Mazda BT-50. Спортивно-утилитарный оргмобиль

До старта внедорожного рейда «Волок» оставалось всего несколько дней, а основной автомобиль организаторов неожиданно испустил дух под тяжестью лет и российских дорог... На помощь пришло представительство Mazda, выделившее для нашего безнадежного мероприятия пикап BT-50. Автомобиль был получен за 12 часов до выезда из первопрестольной — о какой-либо подготовке речи уже не шло. Впереди — 11000 км российских направлений.

На момент старта «Волока» одометр Mazda отсчитывал второй десяток тысяч километров, что для тестовой машины ой как немало. Обычно журналистский брат выжимает из машины все, и конечное состояние к такому пробегу не имеет ничего общего с понятием «новый автомобиль». Беглый осмотр пикапа выявил лишь «сдавшиеся» амортизаторы, иных видимых недостатков обнаружено не было.

Пробег предполагался преимущественно по бездорожью, и тут-то крылась основная загвоздка: на штатных универсальных шинах типа «ни рыба, ни мясо» уверенно ездить можно лишь по стройплощадке в погожий летний день. Для более серьезных целей существует специальная линейка грязевых покрышек с маркировкой М/T, однако, чтобы озадачиться их покупкой времени уже решительно не оставалось... Ни лебедки, ни дополнительных защит, ничего этого, понятное дело, также не было установлено. Вот так, на голом энтузиазме, мы и отправились во все тяжкие.

Утилитарность пикапов ценна не только на ниве сельского хозяйства, строительства или охоты, но и для путешественников. Машина простая, достаточно просторная, а уж шмурдяка увезти можно... Да и никаких "крутых" ассоциаций автомобиль не вызывает. Поверьте, есть разница на чем ты прибыл в Богом забытый городок — на BT-50 или на пафосном Land Cruiser 200!

Старт пробега был запланирован в Архангельске, от которого столицу отделяет 1300 км трассы «Холмогоры». Вторая половина этой дистанции напоминала Сталинград после битвы: если бы асфальтовое полотно подверглось ковровой бомбардировке, оно было бы целее! Амортизаторы умерли окончательно. Вроде бы все просто: детали подвески — расходный материал, звоним любому дилеру и меняем в режиме пит-стоп. Не тут-то было! BT-50 — модель новая, на складах дилеров в наличии амортизаторов нет. Подключаем коллег в Москве и представительство Mazda. Ни по официальным каналам, ни по «серым» ничего на BT-50 нет. Ответ везде один: заказ две-три недели. За это время нам нужно от Белого до Черного моря добраться по полям и лесам, а не ждать у моря погоды. Принимаем решение дальше ехать на «расслабленной» подвеске, с поправкой на ветер.

Водителю тут — УДОБНО! А сзади — место скорее для детей и "ручной клади"

Архангельская область, наш «оргмобиль», как его нежно прозвали участники «Волока», спешит на помощь застрявшим экипажам по раскисшему грейдеру. Скорость лежит вне разрешенных ПДД пределов для загородных магистралей, дорога хотя и известная, но последний раз «хоженая» еще по зиме. Ни о каких знаках, разумеется, речи нет. Наш под завязку груженый пикап подлетает к поперечной ложбинке, тормозить поздно, да и нет ничего в ней криминального. Подвеска сжимается, распрямляется на выходе из ямы... и за ней следует следующая ложбина, но существенно более глубокая. На резонансе, с «мертвыми» амортизаторами ухаемся в нее — и машина буквально выстреливает в небо! Ощущение свободного полета на BT-50 фантастично: летишь и думаешь — когда же посадка? К счастью, аэродинамика пикапа просчитана удачно, груз по машине распределен равномерно — мы приземляемся мягко и равномерно, на все колеса. На следующий день мы с теми же организационными целями пылим по этой же дороге, помним о чудесном трамплине, везде перестраховываемся, но именно в этом месте что-то случается мистическое с памятью как пилота, так и штурмана, и мы в точности повторяем вчерашний кульбит! Mazda перенесла эти два полета без последствий.


Мы кормили BT-50 нарочито где попало. Проверено — ест все!

На юге острее встал вопрос шин — раскисшие поля и залитые вешними водами лесные дороги на стандартных покрышках и без лебедки приходилось штурмовать, надеясь лишь на собственные силы. В случае «посадки» помочь будет либо некому, либо спасательная операция займет непозволительно много времени. Осмотрительность и осторожность принесла плоды — мы не застряли ни разу за весь маршрут, и не малая в этом заслуга самого автомобиля. Конечно, скромный дорожный просвет в 205 мм, длинная база и огромный задний свес — не лучшие помощники на бездорожье, но благодаря малому весу и внушительному ходу задней рессорной подвески BT-50 чувствует себя весьма уверенно. С точки зрения геометрии у нее две уязвимые точки: радиатор интеркуллера турбонаддува, расположенный в переднем свесе и ничем не защищенный, и металлический задний бампер, являющийся буквально расходным материалом для съезжающих с асфальта. И если радиатор повредить нам не удалось, ведь кто извещен — тот вооружен, задний бампер уберечь не получилось. Легкое касание о землю в Рязанской области — и угол тонкой металлической планки вывернулся серпом.


Удел пикапа — не тотальное бездорожье, а грунтовки любого качества

В степях все сетования на отсутствие больших зубастых колес улетучились — дорожный просвет здесь уже не так важен, поднимать пыль до неба безразлично какими покрышками. На первый план вышли динамические характеристики высокооборотистого дизеля и хорошо подобранные передаточные числа в механической коробке передач. На Кавказе же «раллийный» характер BT-50 из плюса перешел в минус. Чтобы уверенно карабкаться по размытым ручьями или заваленным камнями горным серпантинам, нужны уверенные «низы», а их-то как раз у Mazda нет. Зачастую приходилось преодолевать подъемы и препятствия на пониженной передаче, что возможно лишь при задействовании полного привода, а это необходимо далеко не всегда! Учитывая, что режим 4х4 на BT-50 решен по классической для утилитарных внедорожников схеме part-time — межосевой дифференциал отсутствует, оси соединены между собой жестко, то нагрузка на трансмиссию при маневрировании на камнях неоправданно высока, да и двигателю бороться с трениями в шестернях и скольжениями шин куда сложнее, чем просто крутить задние колеса. В результате, многие подъемы приходилось брать с ходу, что в горах небезопасно: иногда невозможно предугадать направление поворота на перевале или вовремя заметить лежащий на тропе камень. Одно успокаивало — если бы наша Mazda BT-50 была не стандартная, а подготовленная для преодоления тяжелого среднерусского бездорожья, машине было бы еще тяжелее.

Двигатель дизельный 2.5 (2499 см³)
Мощность 143 л.с.
Коробка передач механическая (5 ступеней)
Привод полный
Разгон до сотни 12,5 секунды
Максимальная скорость 158 км/ч
Расход топлива (л/100 км)
город / трасса / смешанный 10,9 / 7,8 / 8,9

Дорожный просвет 207 мм
Габариты (длина×ширина×высота) 5075×1805×1760 мм
Объем багажника 2420 л
Объем топливного бака 70 л
Масса автомобиля 1800 кг

Вернувшись в Москву и отмыв пикап от пыли и грязи, мы устроили осмотр с пристрастием. Но никаких отличных от очередного ТО дополнительных работ так и не потребовалось, лишь от амортизаторов, умерших почти сразу, остались одни воспоминания. Mazda BT50 показала отличный баланс неприхотливости, дружелюбности по отношению к пассажирам, и, как это не удивительно, удовольствия от езды для водителя, что для утилитарной техники и вовсе неожиданно.

Дороги в нашей стране строятся заметно меньшими темпами, чем шагает процесс электрификации автомобилей. Конечно, зачастую электроника куда надежнее и прогрессивнее механики, однако в условиях таежной сырости и болотной антисанитарии высокие технологии зачастую сталкиваются с суровой российской реальностью... За время внедорожного рейда «Волок» так или иначе ломались все автомобили, а четверо из трех десятков и вовсе были вынуждены вернуться домой на эвакуаторе. Чаще всего поломки были связаны именно с электроникой, заливало блоки управления двигателем, «умирали» иммобилайзеры и тому подобные системы. Продиагностировать, а уж тем более отремонтировать сложный автомобиль, особенно вдали от крупных городов до сих пор практически невозможно, а потому простые и неприхотливые «рабочие лошадки» — как Mazda BT-50 — еще долго будут в цене.

Текст Алексей МОЧАЛОВ
Фото Андрей СААКЯН