Золотая Орда

Глобальное автомобильное приключение G4 Challenge, ставшее достойным преемником легендарного Camel Trophy, проходит раз в три года в различных странах мира. И пока достойнейшие из достойных проходят многочисленные региональные отборочные туры в надежде попасть на главное приключение, которое пройдет летом 2009 года в Монголии, мне довелось провести четыре незабываемых дня в стане организаторов и проехать степными дорогами более 500 км на Land Rover Freelander пламенно-оранжевого цвета.

Приземлившись в удивительно "деревенском" аэропорту города Улан-Батор в 6 утра монгольского времени, я первым делом решил посмотреть телевизор, установленный в зале прилета и вылета одновременно. За полчаса погружения в медийную жизнь страны сложилось устойчивое впечатление, что для монгола лошадь — это все. Вскоре я узнал, что не далек от истины, но к коню нужно добавить культ огня и неба. Все телепередачи в той или иной степени иллюстрируют, как скачут кони, как их рисуют художники, как поют про них шаманоподобные граждане и вокально-инструментальные ансамбли... Без перерыва на рекламу.


Так бы я и наслаждался кавалеристской романтикой, если бы рядом со мной не присел с котомкой в руках занимательный старик, удивительно похожий на того самого Чингиз Хана, хорошо известного многим по книжкам В. Яна... Морщинистый мужчина неопределенных преклонных лет, облаченный в традиционный национальный костюм с широким поясом и высокой остроконечной шапкой на голове тоже уставился в телевизор. Записанная на генетическом уровне историческая память стала взывать к бдительности, а короткий взгляд в узкие, горящие животной энергией глаза старца лишь подтвердил опасения — именно такие персонажи и нагибали матушку Русь три столетия подряд, и именно потому у меня глаза ничуть не менее узкие, чем у этого почтенного старика...

  

Монголия

Монголия — государство, где доля дорог с твердым покрытием не превышает 5%, а значит и внедорожники здесь не прихоть, а именно средство передвижения, не менее востребованное, чем лошадь или китайский мотоцикл, но куда более комфортное. При упоминании этой огромной азиатской страны воображение первым делом рисует нам захватывающие картины бескрайних степей и вечного лета. На самом деле, климат здесь очень суров. С октября по май даже в пустыне Гоби лежит снег глубиной до метра, а средняя температура держится в районе -20–25. Летом же, вопреки распространенному мнению, испепеляющая жара бывает редко. Обычное дневное положение термометра колеблется в районе отметки +30, а вездесущие ветра круглый год гоняют то снег, то пыль...

  

Пустынные ландшафты Монголии обусловлены в основном засушливым климатом и высотой над уровнем моря, колеблющейся в районе 2000 метров. Высотой же объясняется и высокая солнечная активность: превратить свою кожу в гриль можно буквально за час нахождения на свежем воздухе, потому первое, что мне выдали при сходе с самолета — крем против загара. За ним последовала личная аптечка с средствами от ссадин, и, отдельным пунктом, лекарство от диареи... Ухмылку можно было ждать от кого угодно, но не от меня. Я уже имел в своей жизни печальный опыт отравления монгольской "рукодельной" конской колбасой, а потому все четыре дня пребывания в пустыне сидел на добровольной диете, очень осторожно присматриваясь к местной кухне. Гигиена у местного населения весьма условна, вода в дефиците, сыры и мясо частенько проходит термическую обработку небесным светилом, а мухи, само собой, тоже хотят кушать и рожать сетчатоглазых маленьких детей.

Англичане

Англичане, составляющие костяк организаторов G4 Challenge, видимо, из соображений безопасности, также не сильно доверяли монгольской кухне, и каждый ужин больше напоминал трапезу на орбитальной станции. Полуфабрикаты в серебристых пакетах, требующие лишь пятиминутного кипячения в запечатанном виде, далеки от любых понятий о вкусной и здоровой пище. Непортящееся ни при каких условиях мясо урожая 1976 года в соусе из консервантов с элементами морковки — объесться таким варевом сверх меры невозможно. Каждый вечер так и хотелось обиженно воскликнуть: "Ну где же ваша хваленая овсянка, сэр!" Мне-то было еще хорошо, на таких стратегических харчах требовалось продержаться всего трое суток, участники же G4 будут жить с подобным рационом 21 день — именно столько времени проходит всемирное приключение G4 Challenge!

  

Перебиваясь чипсами, шоколадными батончиками и чаем из пакетиков, вспоминая русскую жареную картошку и настоящее "живое" мясо, сложно было все-таки не отметить талант британцев как организаторов. Надо ли говорить, что мы ни разу не проспали, хотя подъем в 7 утра был одинаково тяжел и для тех, кто пил пиво с виски вечером, и для тех, кто вел трезвый образ жизни, как я. Организаторы в алкоподвигах не отставали ни от русской диаспоры, ни от австралийской, однако каждое утро они были бодры как июньские огурцы, а их подопечные G4-туристы цветом лица были похожи на полежавшие месячишко под палящим монгольским солнцем баклажаны... Сразу видно — где лорды, а где каторжники и пролетарии!

В здоровом теле...

Здоровый дух куда предпочтительнее, чем здоровый живот, и люди, создающие столь комфортные и расслабляющие автомобили как Land Rover, понимают это как никто другой. Совершать "подвиги" в фитнес-клубе или на поле для гольфа — как минимум банально и не совсем естественно. Организаторы G4 Challenge понимают это как никто другой, и на зависть рыхлотелым журналистам лихо управляются и с буером, и со сноубордом для песчаных дюн, и со скейтом на колесах, и с горным велосипедом. Попробовать можно было все, но зачастую наша полная недееспособность лишь подчеркивала высочайшие требования к будущим участникам G4.

Настоящий полковник

В составе нашего конвоя ехало двое монголов-проводников. Один — еще юноша, со звучным именем Uugii, начинающий музыкант, сотрудник крупной туристической компании. Второй — мужчина в годах с открытым и радушным лицом, бывший военный, знающий Монголию, как свои пять пальцев, уважительно называемый англичанами не по имени, а по мудрости — Grandfather. Дедушка многократно поражал всех своей восточной мудростью, выдержкой и... выносливостью.

На второй день нашего путешествия мы встали на ночлег у обширной гряды барханов, тянущейся как граница между горной цепью и степью. Встретить закат на вершине высоченного бархана — что может быть красивее и захватывающе? Так рассудили организаторы, и, прихватив с собой два сноуборда, повели нас в пески. Я же, замешкавшись с установкой палатки, вместе с Дедушкой попал в ряды догоняющих, однако пошли мы разными тропами. Мой путь на вершину бархана, очевидно более короткий, привел меня к конечной цели заметно позже. Это насторожило, но значения факту я не придал. Свои аплодисменты Grandfather сорвал, когда, насмотревшись на неуклюжих журналистов, кувыркающихся вокруг сноуборда в режиме голова-ноги по направлению от вершины бархана к его подножию, исполнил столь грациозный спуск на доске, будто занимался этим всю свою сознательную и бессознательную военную жизнь! Но это были еще цветочки... 56-летний Дедушка наперевес с доской вернулся на высоченный склон по сыпучему песку практически бегом, и никакой одышки при этом не наблюдалось. Это было шоком для всех. Окончательно же закрепил авторитет Дедушки Uugii, рассказавший, что Grandfather год назад перенес инфаркт, и больше кататься не станет, ибо не в лучшей физической форме...

  

Land Rover Freelander

В моей автомобильной практике на Land Rover Defender я проехал не один десяток километров в различных условиях, и ждать откровений от известного своей выносливостью и консервативностью внедорожника было бы как минимум странно. Это же относится и к Discovery III, на котором где только наша на пропадала. А вот "паркетный" Land Rover Freelander в условиях монгольской действительности испытать было крайне интересно! В итоге, четверо суток путешествия по пустыне Гоби я не вылезал из-за правого руля этого автомобиля и получил массу информации для размышлений.

Основное, чего не хватает Freelander на пересеченной местности — дорожного просвета. Двигаться по колее, оставленной на теле монгольской степи отечественными УАЗами, и не скрести "брюхом" можно далеко не всегда. Чаще всего приходится ехать вразрез колеи, иначе многочисленные камни могут нанести заметный урон конструктивной целостности автомобиля, несмотря на обилие отнюдь не штатных толстых алюминиевых защит агрегатов и бака. Притом, геометрическая проходимость для "паркетника" удивительно хороша. В контакт с грунтом ни передний, ни задний бампер не входят до предела.
Настройки подвески нацелены больше на комфорт, чем на управляемость или спортивность, а когда автомобиль принимает на борт четырех пассажиров и целый багажник туристического скарба, амортизаторы заметно сдают позиции, и "паркетник" приобретает заметную вертикальную раскачку, сопровождаемую непривычным стуком на ходе отбоя подвески. У доставшегося мне экземпляра пробег составлял всего около 7000 км, однако состояния нового автомобиля уже не наблюдалось. От всепроникающего песка постоянно "залипала" кнопка включения системы помощи при спуске с горы, рукоятка переключения фар головного света неприятно хрустела, на третий день пути отказали электроприводы регулировки сидений и не закрывался люк... Каждый вечер "сисадмин" с ноутбуком подсоединял к нашему Фрилу диагностическую систему и долго с чем-то колдовал. Все восемь машин нашего конвоя ехали исправно и надежно, но что бы было, если бы с нами не было этого компьютерного гения — знают лишь инженеры Land Rover да Всевышний.

  

Отдельного рассказа заслуживает преодоление песков на Freelander. То, что тяги на низах 2,2-литровому турбодизелю TD4 очевидно не хватает, уже давно доказано многочисленными тестами. Особенно это заметно на версиях с "механикой". В разведгруппе G4 Challenge все Freelander были оснащены исключительно "автоматами". Гидротрансформатор нивелирует мизерный крутящий момент в зоне турбоямы. Пока под колесами твердые покрытия, придраться к недостатку тяги сложно. Моторное бессилие чувствуется лишь на крутых подъемах, к тому же, АКПП имеет более логичный и прогнозируемый характер, чем у старшего Discovery. Приключения же начинаются в песках... Езда по дюнам под надзором английского инструктора была крайне занимательна. Автомобиль трогался нехотя даже в положении "газ в пол", а до того спокойный британец вдруг начинал орать, как ошалелый "Power!!!", сверкая глазами из-под панамки, словно он Индиана Джонс, а это не Land Rover, а подбитый "кукурузник", уносящий нас сквозь пустыню от племени канибаллов с ящиком халявного золота... И как только новоиспеченный Индиана чувствовал, что я чуть приотпускал "гашетку" акселератора, снова кричал заветное слово, но уже вдвое громче, как будто от того зависела его собственная жизнь. Когда же Фрил все-таки приклеивался к песку, трогаться в раскачку (что на песке противопоказано) было бесполезно — мотор не в силах провернуть завязшие колеса. Чтобы спасти окопавшийся Land Rover, все окружающие приступали к увлекательному процессу откапывания голыми руками, валясь на земле на животах под палящим монгольским солнцем. Когда же весь бархан из под машины оказывался раскидан по окрестностям, силами двух-трех толкателей под хоровое "Power!" автомобиль натужно трогался с места, и начинал ехать самостоятельно лишь в момент включения турбонаддува... Отсутствие пониженного ряда в трансмиссии для внедорожника — как белый билет для призывника. Не годен к строевой... Суть же работы Terrain Response в режиме "Песок" заключается в банальном поддерживании оборотов двигателя не ниже 3000. Все элементарное просто. По тем же пескам, без всякой электроники и блокировок, длинный и тяжелый Defender 110 катался, как по лужайке в парке, даже и не думая застревать.

Занавес

Все хорошее когда-нибудь кончается. Участникам G4 Challenge 2009 достанется, конечно, во много раз больше приключений, чем выпало на наши хрупкие журналистские плечи, однако и здоровья у лучших из лучших несоизмеримо больше, ведь пройти многочисленные отборы смогут только действительно сильнейшие.
Улетать из страны белоснежных юрт и гостеприимных монголов, приносящих двум десяткам скитальцев подносы с домашним сыром и всякой снедью лишь потому, что мы остановились рядом с их домом, очень не хотелось. Однако аэропорт уездного города N уже принимал наш багаж, чтобы доставить его из пустыни Гоби в Улан-Батор. Среди рюкзаков и сумок красовалось запыленное колесо от Land Rover Discovery, отправившееся на самолете в... ближайший шиномонтаж, в столицу Монголии. Никто из журналистов не придал значения этому грузу, ведь это так по-английски!

  

Текст и фото Алексей МОЧАЛОВ