Land Rover Discovery III. Купание черного коня
Говорим «бездорожье» — подразумеваем Land Rover. Именно к такому восприятию марки приучили нас за долгие годы английские маркетологи. А потому на долю Land Rover Discovery выпала разведка этапов экспедиции «Волок», проходящих по средней полосе России. В здешних лесах все проселки — сплошь лесовозного и тракторного происхождения, что в сумме с весенней распутицей осложняет задачу в разы.
Land Rover у нас — абсолютно стандартный, и движение по пересеченке одной машиной, без лебедок и прочего внедорожного оборудования выглядело, мягко говоря, авантюрой, особенно если учесть серьезность поставленной задачи, где цена ошибки — возможный срыв проекта. Съехать с асфальтированных дорог во все тяжкие планировалось в городе Спас-Клепики Рязанской области, и проехать... столько, сколько возможно за четверо суток по только-только оттаявшей природе на юг.
Мещерские леса приняли нас в свои ветвистые объятия с широко распростертыми лужами. Disco уверенно штурмовал малые и не очень водные преграды, и все было легко и весело, пока мы не выехали на полностью затопленную весенним половодьем дорогу. В таких случаях спешка противопоказана, и штурман, а по совместительству и фотограф Андрей Саакян отправился открывать купальный сезон, измеряя собой глубины и размечая траекторию проезда. На преодоление шестисот метров затопленной дороги ушло около часа, Discovery частенько погружался по фары, но стоически выдержал акт форменного вандализма. В ходе купания «черного коня» выяснились очень любопытные детали конструкции, о которых в обычных режимах эксплуатации мало кто задумывается.
Как известно, преодоление глубоких бродов опасно двумя неприятностями. Первая — попадание воды в воздухозаборник, а, следовательно, в цилиндры двигателя. Следствием «протечки» обычно бывает гидроудар — деформация поршня или шатуна о несжимаемый объем воды, превышающий объем камеры сгорания. У Disco заветное отверстие находится с первого взгляда очень уязвимо — прямо снаружи правого переднего крыла. Такое решение пугает воображение лишь сперва. Затем приходит понимание, что, во-первых, очень легко отслеживать запас глубины в бродах, а во-вторых, в движении под окошком воздухозаборника создается естественное разряжение, обусловленное геометрией машины, и уровень воды в этой точке заметно ниже, чем где-либо еще. Такая вот занимательная гидродинамика.
Вторая опасность — залив электронных «мозгов», расположенных в салоне автомобиля и страдающих при протечке влаги сквозь уплотнители дверей, педального узла и рычага коробки передач. Герметичных автомобилей до сих пор мне видеть не приходилось. Land Rover стал настоящим откровением — салон остался абсолютно сухим, через многорядную полосу обороны резиновых уплотнителей не просочилось ни капли, хотя уровень воды был практически все время выше порогов.
Слив воду из сапог, мы еще долго плутали по песчаным дорожкам с целью выбраться в район города Спасск-Рязанский. В особо заболоченных местах наше основанное на опыте стереотипное мышление входило в постоянный конфликт с электронным интеллектом системы Terrain Response, точно знающим как (с точки зрения английских лордов) бороться с основной российской бедой — тотальным бездорожьем. Как нельзя рассуждать о вкусе устриц, не попробовав, так и британские настройки непригодны для русского леса. Ничего общего с действительностью. Электронный мозг приходится обманывать, добиваясь именного того результата, что нужен тебе. В колее включать режим «снег», на болоте — «камни», ну и так далее. Справиться, конечно, можно, но куда проще было бы найти общий язык с машиной, которая четко исполняет команды, а не покровительственно берет инициативу на себя. В Disco водитель по сценарию вторичен, он — пассажир, просматривающий в удобном кресле с командирской посадкой медленно проплывающие за окном картинки в стиле телеканала Discovery.
Вот бы зубастые шины нашей машине... "Прилипать" на ровном месте после ратных подвигов на водах — обидно и стыдно!
С пересечением реки Ока мы ступили в зону лесостепей. Начали преобладать полевые дороги, и в этом оказалась основная сложность. Набухшие от влаги поля очень коварны: вроде с виду земля сухая, а на поверку — настоящий студень, пластилин! На эту удочку мы и попались на закате. Интуиция подсказала, что под травой что-то неладное, Андрей вышел проверить грунт, но его вес сыра земля выдержала без проблем, а вот почти трехтонный Land Rover в этом месте «прилип» в одночасье, прорезав шинами дерн. Ситуация патовая. Машина стоит на месте, ничем не цепляется, но с каждым проворотом колеса неумолимо заглубляются по направлению к ядру планеты... Буксовать бессмысленно, помощи ждать неоткуда, светового времени осталось от силы минут двадцать. Утро вечера мудренее: решаем не заниматься ночной эвакуацией, ложимся спать посреди поля.
Наутро было очень приятно увидеть, что Discovery не засосало, и он замер на вчерашней отметке. В списке внедорожных сценариев системы Terrain Response не нашлось ни одного режима, способного перехитрить отсутствие грязевых шин. Деревьев вокруг нет, домкратить колеса бесполезно — домкрат точно так же утонет в глине. Идти за трактором? Несолидно как-то... Последняя попытка. Неспешно срываем земляные валики перед колесами, находим единственный в округе куст и обстригаем ветки. Ими выстраиваем гать для движения задним ходом. Рукоятку Terrain Response — в положение «Камни»: именно в этом режиме автоматика наиболее шустро блокирует межосевой и задний межколесный дифференциалы, и на первой пониженной плавно пытаемся накатиться на настеленные ветки... Получилось!
Land Rover не поощряет быстрой езды — это в очередной раз стало ясно, когда мы объезжали полосу распутицы по далекому от идеала асфальту. Подвеска очень комфортная, но слишком валкая с точки зрения активной езды, да и грубых ошибок сэр Discovery не переносит. При попадании в глубокую яму на высокой скорости подвеска замыкается на пробой, что сразу остужает пыл и настраивает на размеренное передвижение и внимательное отношение к состоянию дороги. Никакой спортивности и брутальности, уютная яхта не любит штормов и быстрых течений.
С качкой в Land Rover приходится мириться постоянно. Каждая яма отзывается каким-либо колебанием, а при монотонном движении по грунтовкам за день езды устаешь так, что сил на установку палаток и прочие атрибуты туристической жизни уже не остается — засыпаешь буквально за рулем, лишь откинув спинку кресла. Спешка за рулем Disco увеличивает амплитуды колебаний и усиливает утомляемость, и именно поэтому ежедневный пробег на машине у нас не выходил за рамки 700 км.
Ровные полевые дороги Воронежской области позволили отвести душу. Конечно, автомобиль далек от раллийных стихий, но на прямиках раскочегарить Disco до 80-90 км/ч — пара пустяков. Главное — не просмотреть какую-нибудь глубокую яму или канаву.
В кромешной ночи наш Land Rover уперся в реку Красивая Меча, через которую по карте в этом месте должен был быть мост. Его следы действительно угадывались в контурах берегов, но строение явно уплыло вниз по течению несколькими годами ранее. Обычное для России явление. Попытка прорваться вдоль русла реки до асфальта быстро привела в тупик; Disco оказался зажат между обрывистым склоном и водой. Возвращаться назад желания не возникало, и я решил попробовать забраться на высокий уступ по крутому руслу оврага. Трюк вышел, но на самом пределе сцепления шин и риске откатиться назад в реку при неблагополучном исходе. Здесь очень на руку сыграла длинноходная независимая пневмоподвеска, грамотное распределение крутящего момента по колесам и очень тяговитый мотор. Отличное сочетание для подобных препятствий!
Как ни крути, а Disco рожден для пампасов, открытий и странствий. Ездить же на нем по городу... Ну, разве что до путешествия и сразу после
Отправляясь в эту поездку, я боялся, что бензиновый мотор в условиях бездорожья отличится непомерной прожорливостью, чем омрачит удовольствие от поездки. Реальность оказалась куда более радужной. Благодаря спокойному характеру внедорожника, не провоцирующего на активные ускорения, расход топлива удавалось удерживать в диапазоне 16-18 литров на «сотню», что очень скромно с учетом могучего четырехлитрового сердца с шильдиком V8. Хотя, конечно, дизель был бы предпочтительнее.
За четыре дня пути удалось добраться до Белогорья Воронежской области. Лимиты времени исчерпаны. Череда водительских и штурманских ошибок не позволила прорваться дальше. Расставаться с Discovery очень не хотелось. Разве есть еще внедорожник, настолько полно отвечающий духу приключений, и действующий на человека столь умиротворяюще... Одно слово — Англия. Ее дух здесь в каждой гайке.
Текст Алексей МОЧАЛОВ
Фото Андрей СААКЯН